ИСТОРИИ И ТРАДИЦИИ
Калабрия это край древнейшей среднеземноморской цивилизации, откуда происходит название всего полуострова. Действительно, Италией была сначала Калабрия, названая так в честь ее короля Итало. Там сохранились многочисленные памятники от преистории до поселений бруцов, местного населения, вплоть до эпопеи Великой Греции. До сих пор еще сохранились явные и значительные следы этих эпох, фундаментальных для истории и культуры Европы, как например, в археологических раскопках Сибари, Роччеллетта ди Борджиа, Локри и в различных музеях. Римляне, Готы-лонгобарды, Византийцы, Норманны, Свевы, Анджоины, Арагонцы и Борбоны оставили в краю бруцов архитектурные памятники огромной культурной и художественной ценности. Это говорит о том, что Калабрия послужила настоящим "мостом" для различных культур, переходной землей и поэтому, открытой для нападений и захватов, господства и сильных повстанческих и освободительных движений. Эти исторические эпохи оставили неизгладимые следы в жизни и культуре Калабрии, до сих пор оказывая значительное влияние на градостроительную организацию самих населенных пунктов. Для туристов все это представляет собой замечательное путешествие в историю человечества.
Существует еще одна версия происхождения корня italo, давшего название стране на Апеннинском полуострове. Цивилизация начала проникать на "сапог" с "носка": примерно в VIII в до н. э. греки-колонисты прибыли в Калабрию с Сицилии. Их встретила незнакомая земля: скалистые горы, вырастающие прямо из морской пены, покрытые цитрусовыми и оливковыми рощами. На равнинах паслись стада молодых бычков «vitello». Однако калабрийцы ни за что не упустят случая напомнить, что без их Италики не было бы под небом страны «Италия». Посланники Эллады быстро обжились на новых территориях, построили жилье и храмы, прочнее греческих прототипов, так как возводились с учетом сложных сейсмических условий региона. Под особо значительные сооружения закладывали мощный фундамент из 16 слоев камня, щебня, песка. Наземные части древнегреческих храмов на территории Италии сохранились гораздо лучше, чем их греческие аналоги. С освоением южной части Апеннинского полуострова греческое государство превратилось в великую державу и стало называться Magna Grecia (Великая Греция). В центре долины Сибари были сделаны удивительные находки эпохи неолита (VI тыс. до н. э.). Примерно этим же периодом датируются предметы, обнаруженные археологами в районе Ламеции и в могильниках Кариа-ди-Джирифалько, а так же обломки керамики из пещер Сант-Анджело вблизи Кассано-Ионио. В гроте Мадонны (Прая-а-Маре), в Верхнем гроте (Ромито), в пещере Манка (Папасидеро) обнаружены и другие свидетельства пребывания доисторического человека. Античные историки Страбон, Дионисий Галикарнасский и Диодор упоминают о племенах иапидов, италийцев и энотров, которые населяли Калабрию с XVII по VIII вв. до н.э. Тогда здесь правил вождь, или царь, по имени Итало (это мужское имя до сих пор часто встречается на юге страны). Разные летописцы (в том числе и Аристотель) относят легендарного правителя то к энотрам, то к сикулам, но все они едины во мнении, что Итало основал этнополитическую государственную структуру на юге Апеннинского полуострова. Это был период плодотворных торговых отношений калабрийцев с народами, живущими на Сицилии и Эолийских островах. Примерно в те же времена легендарные троянцы, скитавшиеся после разгрома родного города по всему Средиземноморью, высадились на калабрийских берегах. Высадка подтверждается открытиями, сделанными в Борго-ди-Требисаче, в Франкавилла-Мариттима, в Прая-а-Мара, в Санта-Доменика-ди-Рикади и неподалеку от Тропеи.
Гомер упоминает в Одиссее калабрийский город Темезу. О нем рассказывает Афина, проникшая во дворец царя Итаки под видом Ментеса, сына царя Анхиала, правителя "веслолюбивых тафийцев". Он повествует о том, что привел свой корабль в Итаку, "…путешествуя темным морем к народам иного языка…" и хочет "…в Темезе меди добыть, на нее обменявшись блестящим железом…". Уже доказано, что такой населенный пункт действительно существовал на территории древней Калабрии и находился в междуречьи Амсато и Кораче. Названия местностей Калабрии встречаются и в греческих мифах, например, в мифе об аргонавтах или о подвигах Геракла. Таким образом, не будет преувеличением утверждать, что уже в I тысячелетии до н. э. Калабрия была хорошо известна в античном мире. Основной миграционный поток в Калабрию пришелся на VIII в. до н.э. Тогда были основаны города Сибари, Локри, Каулония, Реджо, Кротоне и немного позже Гиппонион (совр. Вибо). Античная цивилизация постепенно распространила свое влияние на все калабрийский земли, которые стали называть Великая Греция. В ее состав вошли также Апулия и Сицилия. Власти греческих полисов всячески поддерживали дальнейшую экспансию. Добровольцы, стремящиеся основать новую колонию снабжались деньгами и кораблями. Получив пророчество оракула (обычно Дельфийского) и избрав знатного предводителя, они отправлялись в путь. Выбор места для нового города определялся его удобством, наличием пресной воды и наставлениями оракула. Греки достаточно мирно влились в жизнь коренного населения Апеннинского полуострова. Их культура, находившаяся на более высоком уровне, повлияла на дальнейшее развитие южной Италии. В науке и искусстве античного Средиземноморья известны такие выходцы Великой Греции, как Пифагор, Геродот и Протагор. Колонии образовывали союзнические коалиции
с местными жителями. Так появились Аллеатское, Луканское, Бруццкое и
Сиракузское объединения городов, вошедших впоследствии в единую Лигу
под покровительством богини Геры Луканской. Упадок Великой Греции начинается с того, что италийские племена стали объединяться с другими народами, например, с луканами или бреттами. В III в. до н.э. южная часть Италии, в том числе и Калабрия, вошла в состав Римской республики. Но удивительно, что столь мощная античная культура не оставила после себя сколько-нибудь значительных следов, в сравнении с греческой цивилизацией. Практически все немногочисленные находки, относящиеся к римскому периоду истории Калабрии, собраны в нескольких местных музеях. Из архитектурного наследия можно упомянуть развалины театра в Джойоза-Ионика (Gioiosa lonica) и руины вилл в Пиандел-ле-Винье (Plan delle Vigne), в Казиньяна-Бьянко (Casignana Bianco). Только во время правления императора Августа за Калабрией окончательно был закреплен статус провинции Римской империи, которая получила название Лукания и Бруциум. Римляне привнесли в жизнь отдаленного региона много нововведений и, прежде всего, юридическую систему. Калабрия постепенно стала торговым мостом между Римом, Африкой и Ближним Востоком. В этот период появляются новые города, а старые греческие переименовываются на латинский манер: Вибо-Валентия, Региум-Юлиум, Бланда. Горы в окрестностях Козенцы помнят походы воинов Спартака, когда к мятежным рабам примкнули бруци, а улицы Реджо стали свидетелями изгнания распутной сестры императора Августа.
Вероятно, Джераче был основан в IX в. беженцами из приморского города Локри, спасавшимися от набегов сарацин. Исторический центр Джераче считается наиболее полно сохранившимся старым городом всего Ионическом побережье. Главный собор, освященный в 1045 г., поражает размерами. Боковые нефы отделены от центрального мраморными колоннами. Польская писательница Казимира Алберти так описывает Джераче и его кафедральный собор. "Собор в Джераче - один из крупнейших в Калабрии и в южной Италии. Как и в Отранто, интерьер которого украшен античными колоннами из храма Минервы, собор в Джераче обогатился за счет греческого святилища Персефоны и других сооружений Локри. Местные жители берегут главное архитектурное сокровище своего родного города, зачастую не зная, какое историческое значение имеет каждая опора Собора. Колонн всего двадцать, по десять в каждом ряду. Ни одна колонна не повторяет другую, все они сделаны из разного материала, имеют разные пропорции и капители, лишний раз показывая насколько разнообразна была архитектура греческого Локри. Если бы каждая из опор смогла заговорить, сколько интересного мы бы узнали о событиях, свидетелями которых они были, и о людях, которых они повидали на своем веку…" Собор является одним из важнейших памятников нор-манно-византийского периода. В готической церкви Сан-Франческо, с 1372 г. находится очень красивый мавзолей Никколо Руффо. Великолепный алтарь выполнен из разноцветного мрамора в 1651 г. Стрельчатый портал датируется XIII в. После распада Римской империи наступили времена упадка. От варварских времен господства готов, вестготов и лангобардов мало что сохранилось. Разве что старая легенда о сокровищах в усыпальнице Алариха, надежно укрытой водами реки Бусенто.
С появлением в VI в. византийцев в Калабрии начинается период экономического и культурного подъема. Раздробленные лангобардами южно-итальянские владения объединяются под знаменем графства Беневенто (провинция Козенца). В ионической части Калабрии один за другим возникают населенные пункты, ориентированные на культуру востока. Памятники архитектуры и искусства византийского периода лучше всего сохранились в городах Стило, Россано и Сан-Северина. Благодаря византийским монахам, бежавшим из разоренного Константинополя от преследований мусульман и нашедшим надежное убежище на территории Калабрии, здесь удалось сохранить христианство. Но в течение пяти веков прибрежные земли Ионического и Тирренского морей регулярно подвергались нападениям арабов. Арабами калабрийцы называли всех захватчиков, например, турок. Частые атаки беспокойных морских соседей вынуждали местных жителей переносить жилища в горные районы, оставляя обжитые побережья. В эти времена на берегах построили цепь дозорных башен, придавших пейзажу грозный вид. Калабрийский эпос богат колоритными легендами о борьбе местного населения с турками. Одна из них рассказывает о предателе, продавшемся туркам, которые назначили его командующим своего флота. Он грабил и разорял родные города. Чтобы заставить земляков платить установленный пиратами выкуп, предатель не остановился даже перед кражей маленького ребенка. Есть предание о том, как известный турецкий пират Барбаросса похитил маленького мальчика из города Ла-Кастелла. Малыш, получивший мусульманское имя Уллачи-Али, со временем стал адмиралом и командовал левым крылом турецкого флота в сражении при Лепанто. Норманнские правители вернули на калабрийские земли относительное спокойствие, дав достойный отпор пиратам. В очередной раз жители южной Италии испытали на себе влияние чуждой культуры. Теперь уже латынь была принята в качестве официального государственного языка, а старый греческий считался вне закона. В этот период появилось много католических монастырей, среди которых особенно известны обители в Серра-Сан-Бруно и в Сан-Джованни-ин-Фьоре. Блестящим примером архитектуры норманнского периода считается собор в Джераче, кроме того, стоит отметить такие памятники, как собор в Умбриатико и церковь Святого Деметрия в Короне. Следом за норманнами Калабрией заинтересовались свевы (германские племена), затем анжевены и арагонцы. Но ни испано-мавританская ни французская культура не оставила здесь значительных следов. И все же надо отметить такие памятники, как готическая церковь Санта-Мария в Альтомонте, собор в Тропее, фасад Чертозы в городе Серра, собор в Монтальто-Уффуго, Арагонский замок в Реджо, замки в Пиццо и Бельведере-Мариттимо. |
ОБЛАСТИ ИТАЛИИ |
||||